Филипп Котлер. Маркетинг 3.0

 

Четверг 17.11.2011

12 ноября в Москве прошел семинар Филипа Котлера. посвященный современному маркетингу, организованный компанией «SOBOLEV Events» при информационной поддержке ОПОРЫ-КРЕДИТ.

Гуру мирового маркетинга вещал на протяжении восьми часов с небольшими перерывами. Казалось, что для этого восьмидесятилетнего гениального американца выступление – это работа, которую нужно сделать хорошо. Он непрерывно двигался по сцене, следя за громкостью своей речи, тоном и паузами. Ему было важно, чтобы слушателям был приятен его голос. А голос этот вещал известные истины и неожиданные заключения.

Выбирать с пользой

Филип Котлер написал множество книг о маркетинге. Казалось, в них он уже сказал о маркетинге все, что только можно было сказать. Но даже сейчас он работает сразу над тремя новыми книгами. И, по его мнению, писать новые книги просто необходимо, так как рынок постоянно находится в движении, и искусство маркетинга меняется вслед за ним. Поэтому важно понимать, что книги о маркетинге нужно читать в то время, когда они актуальны. И применять, знания, заложенные в них также – своевременно. Так, сейчас его последняя книга «Маркетинг 3.0» о том, насколько основательно развитие социальных медиа изменило современный маркетинг, а также о том, как использовать эти новые возможности.

Кроме того, важно выбирать те книги, в которых дается не описательный маркетинг – что такое цена, продажи, увеличение потока потребителей. А те, в которых написаны конкретные знания, как оптимизировать продажи. Я хочу что-то оптимизировать – значит, я хочу найти верное решение – лучшую цену за мой продукт на рынке. Перед тем как приступить к маркетингу, все, что вы должны понять – в каком рынке вы хотите работать, что вы хотите привнести в рынок, а что извлечь из него.

«Маркетинг становится все лучше, а его инструменты все разнообразнее и разнообразнее с каждым днем, поэтому вы должны учиться ему постоянно», - считает Филип Котлер.

Ставка на инновации

Всегда нужно изобретать что-то новое, нельзя стоять на месте. Если даже есть большой риск, что изобретения окажутся ненужными, то лишь одна полезная придумка может покрыть все расходы, связанные с разработкой остальных. В современном мире выигрывает тот, кто делает ставку на инновации.

Эксперт предполагает, что каждой компании, которая хочет преуспеть в будущем, рациональнее всего иметь два отдела маркетинга. Первый отдел должен продавать то, что компания производит. Это важно, но проблема в том, что у сотрудников этого отдела нет времени подумать над тем, как рынок и индустрия будут меняться в будущем и что необходимо предпринять уже сейчас, чтобы подготовиться к этим изменениям. Поэтому необходим второй отдел маркетинга, путь он будет поменьше, пусть там даже будет работать лишь один человек. Этот отдел должен заниматься тем, что должна выпускать компания через пять лет, чтобы преуспеть. На каких автомобилях люди захотят ездить через пять лет? В каких отелях они захотят останавливаться? Что случится в будущем? Какие возможности появятся? Вот этими вопросами должны заниматься сотрудники второго отдела маркетинга.

Рассматривать все варианты

Работая в отделе маркетинга, вы должны уметь предсказывать, предвосхищать будущее. Каждый раз вы должны представлять несколько сценариев, которые могут случиться. Как действовать, если экономика войдет в долгую рецессию и мир впадет в глубокую депрессию? Что вы будет делать? Что вы будете делать со своими деньгами и своим бизнесом? И что вы будете делать, если все пойдет очень хорошо и люди снова станут уверенными в своем будущем и начнут тратить деньги? Что вы будете делать тогда? Вы должны принимать во внимание все возможные варианты развития событий. Вы должны понимать свои скрытые возможности и слабые места при любом сценарии. Исходя из всего этого, вы должны подготовить различные стратегии. Об этом подробне можно прочитать в книге Ф. Котлера в соавторстве с Дж. Казлионе( John A. Caslione) «Chaotics».

Ненужные войны в прошлом

Между отделом маркетинга и отделом продаж до сих происходят склоки, которые перерастают в войны. Продажников не устраивают те цены, которые устанавливают маркетологи, маркетологов не устраивает работа продажников. Но если вдуматься, то эти два отдела – разные части одного целого и продажи должны подчиняться маркетигу, быть вытекающим последствием из действий маркетологов. Не должно быть войн между этими двумя отделами. Это пережитки прошлого. В новом маркетинге все соподчинено друг другу. Войны идут – компания умирает.

Смена власти

В результате развития интернет и технической революции, благодаря которой доступ к информации стал быстрым и простым, власть переходит от маркетологов к потребителям.

Потребители теперь стали фактором влияния на бренды: они рекламируют, распространяют и критикуют различные продукты и марки. Сегодня люди при принятии решения о покупке могут консультироваться не только со своими друзьями, но и людьми своего социального круга в соцсетях, независимыми экспертами, рейтинговыми системами. Все это для того, чтобы собрать информацию о продукте и бренде и узнать о соответствующем опыте других людей. Результат – стремительно растущий объем информации, работать с которой необходимо научиться.

Маркетинг 4.0

В связи со всем этим с современным маркетингом происходят значительные изменения. Маркетинг будущего – это когда клиенты и потребители будут вовлечены в создание новых товаров и услуг. Каждая компания через сайт и социальные сети может предложить своим неравнодушным покупателям право поучаствовать в создании упаковки, логотипа, названия будущего товара. Можно устраивать опросы, каким его хотят видеть будущие потребители. Если бренд сильный, как, например, Harley-Davidson, то за вклад в разработку новых продуктов не нужно будет даже платить – люди будут счастливы принять участие в создании того, что они так сильно любят.

Рука на пульсе

Уделяя огромное внимание значимости современных медиа и социальных сетей, известный маркетолог вывел несколько актуальных советов для современных маркетологов, стремящихся преуспеть в своем деле. Итак, им следует:

  • активно использовать социальные медиа для общения с клиентами и отслеживания обсуждений, касающихся их бренда для анализа потребительских ожиданий;
  • oбъединять анализ данных, полученных благодаря социальным медиа, с анализом продаж и деловых данных, чтобы выявлять ожидания и понимать актуальные тенденции;
  • внимательнее прислушиваться к мнению потребителей в реальном времени и использовать аналитику социальных медиа, не полагаясь всецело на более инертную маркетинговую обратную связь, получаемую методом полевых обзоров.

Бренды, без которых вы бы не смогли жить

«Существуют ли на свете компании, без товаров которых ваша жизнь заметно бы потускнела?» – этот глубокий вопрос задал Филип Котлер, рассказывая о важности брендинга. Фирмы, к которым поребители испытывают привязанность, высокодоходны. Более того, они долговечны. Для воспитания привязанности к вашему бренду важно создавать хорошую репутацию и в этом деле поможет хорошо продуманная миссия и видение. В основе бренда должна лежать ни много, ни мало – мантра. Мантра, которая включала бы в себя социальную ответственность, ведь простая задача максимизации прибыли уже недостаточно хороша. Новая философия успешных компаний: «Что хорошо для общества, то хорошо для бизнеса».

России необходимо создать мировые бренды

Даже маленькие страны имеют свои мировые бренды. Небольшая Швейцария знаменита своими часами и шоколадом. И не только. России необходимо сделать свои мировые бренды. Необходимо создать экспорт товаров, которые находились бы вне конкуренции на мировом рынке. «Вы можете быть российской компанией, но мирового класса»,- бросает вызов российским производителям гуру мирового маркетинга.

 



  • На главную