Интернет-маркетинг в курортно-рекреационных и туристских учреждениях крыма: роль интернет-посредников
старший преподаватель факультета управления
Таврического национального университета
им. В. И. Вернадского
магистрант факультета управления
Таврического национального университета
им. В. И. Вернадского
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными практическими задачами. Интернет-маркетинг представляет собой относительно новое и перспективное направление в рамках традиционной маркетинговой деятельности предприятий. В настоящий момент в развитых индустриальных и постиндустриальных странах использование коммерческими организациями информационных технологий, и в частности Интернета, является повсеместным, что, как считает ряд исследователей, оказывает позитивное влияние на их показатели экономической деятельности, а также на экономику в целом [1], [2]. Появляются целые сектора экономики, где основные бизнес-процессы и межсекторные связи осуществляются посредством информационных технологий, и это наиболее актуально для такой сферы, как туризм. К примеру, в 2000 г. около 17% всех мировых розничных продаж в Интернете приходились на услуги бронирования туров, и в частности авиабилетов и гостиниц [3, c. 206]. Туристская сфера становится лидером по величине on-line продаж, что заставляет задуматься о роли и месте интернет-маркетинга в коммерческих организациях, предоставляющих туристские услуги на постсоветском пространстве.
В данном аспекте большинству стран СНГ, в том числе и Украине, еще только предстоит развивать рассматриваемое направление, однако уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что ряд предприятий начинают использовать Интернет как среду для своих маркетинговых усилий.
В Крыму, по данным на 2003 г. насчитывалось 630 предприятий, предлагающих услуги отдыха и лечения [4]. На автономную республику приходилось 51,3% обслуживания экскурсантов в Украине, 26,8% — иностранных туристов, 15,6% — отечественных туристов. Доля Крыма в объеме предоставления туристских услуг в целом по Украине составила 22,3%, а поступления платежей в бюджет от субъектов туристской деятельности — 22,7% [4]. Все это делает Крым крупнейшим курортно-рекреационным и туристским кластером в Украине и одним из крупнейших среди стран СНГ. Кроме того, трудно переоценить социально-экономическую важность данного сектора для самого Крыма.
Учитывая данный факт, с одной стороны, а также примеры успешного использования интернет-маркетинга туристскими предприятиями за рубежом, с другой стороны, возникает естественный вопрос о том, насколько активно используют в своей коммерческой деятельности интернет-маркетинг гостиницы, пансионаты, санатории, базы отдыха и другие учреждения, предлагающие услуги размещения в Крыму. Более того, какова роль интернет-посредников в продвижении данных организаций?
Анализ последних исследований и публикаций. Предварительный обзор вторичных источников информации привел к пониманию того, что системного и научно обоснованного исследования по данной теме еще не проводилось. Разведочное исследование было проведено в 2004 г. одним из авторов данной статьи, результаты которого показали достаточно высокую степень использования интернет-маркетинга туроператорами и турагентами, расположенными в Крыму (64% от их общего количества) [5]. Новое исследование, в продолжение предыдущего, является по своей сути описательным и сфокусировано как на объекты, предлагающие услуги размещения в Крыму, так и на посредников.
Теоретической и методологической основой исследования стали работы следующих авторов: Д. Страусс и Р. Фрост [3], Г. А. Черчилль [6], Е. П. Голубков [7], Г. Л. Громыко [8], К. Доугерти [9].
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Интернет-маркетинг представляет собой совокупность процессов планирования, ценообразования, распределения и продвижения идей, товаров и услуг, а также процессов коммуникаций, транзакций и управления взаимоотношениями, основанных на применении интернет-технологий с целью создания продуктов обмена, удовлетворяющих требованиям индивидов и/или организаций. Основой использования интернет-маркетинга является корпоративный веб-сайт компании.
Основные вопросы, на которые предстоит ответить: насколько распространенным является использование интернет-маркетинга (ИМ) учреждениями, предлагающими услуги размещения в Крыму? Существует ли зависимость между такими характеристиками, как тип учреждения, сезонность его работы, источник финансирования, регион размещения, количество мест, и использованием ими интернет-маркетинга? Насколько активны интернет-посредники предлагающие услуги по поиску подходящего объекта размещения? Существуют ли у данных посредников определенные предпочтения в отношении отмеченных предприятий? На большинство поставленных вопросов ответы будут получены впервые.
Формулирование целей статьи. Объектом исследования являются курортно-рекреационные и туристские учреждения, находящиеся на территории Автономной Республики Крым. Предметом исследования выступает интернет-маркетинг отмеченных выше организаций, а также количество интернет-посредников, занимающихся продвижением последних. Цель работы — определение степени использования интернет-маркетинга на исследуемых предприятиях, а также выяснение роли и предпочтений интернет-посредников в работе с определенными объектами размещения в Крыму.
Для целей исследования выдвинуты следующие основные гипотезы и задачи:
1. Доля курортно-рекреационных и туристских учреждений Крыма, использующих ИМ, составляет более 10% от их общего количества, т. е.
где — доля учреждений, использующих ИМ.
2. Доля учреждений, представленных в Интернете посредниками (здесь и далее интернет-посредники и посредники понимаются нами как синонимы), составляет более чем 85% от их общего количества, т. е.
где — доля учреждений, представленных в Интернете посредниками.
3. Среди интернет-посредников существуют определенные предпочтения по отношению к типу объекта размещения, т. е.
где Meb, Mec — медианы интернет-посредников, сгруппированные по определенным типам курортно-рекреационных и туристских учреждений.
4. Возможна корреляция средней степени между максимальным количеством мест размещения в исследуемых учреждениях и количеством интернет-посредников, т. е.
где Meb, Mec — медианы интернет-посредников, сгруппированные по величине курортно-рекреационных и туристских учреждений;
5. Среди интернет-посредников существуют определенные предпочтения по отношению к месторасположению исследуемых учреждений, т. е.
где Meb, Mec — медианы интернет-посредников, сгруппированные по месторасположению курортно-рекреационных и туристских учреждений.
6. Среди интернет-посредников существуют определенные предпочтения по отношению к специализации исследуемых учреждений, т. е.
где Meb, Mec — медианы интернет-посредников, сгруппированные по специализации курортно-рекреационных и туристских учреждений.
7. Среди интернет-посредников существуют определенные предпочтения по отношению к сезонности работы исследуемых учреждений, т. е.
где Meb, Mec — медианы интернет-посредников, сгруппированные по критерию сезонности работы курортно-рекреационных и туристских учреждений.
8. Определить, является ли источник финансирования исследуемых учреждений фактором изменения количества интернет-посредников.
9. Выяснить о существовании предпочтений среди интернет-посредников, используя в качестве критериев государственную принадлежность объекта размещения и наличие корпоративного веб-сайта.
Общая методология исследования. Учитывая тот факт, что по состоянию на 2003 г. в АР Крым насчитывалось 630 курортно-рекреационных и туристских учреждений, было принято решение о формировании выборки, анализ данных которой позволил бы нам распространить полученные результаты на всю генеральную совокупность. Для обеспечения репрезентативности полученных данных и учитывая предполагаемую степень изменчивости основных характеристик исследуемой совокупности в рамках отдельных страт, было принято решение о формировании вероятностной непропорционально стратифицированной выборки. В качестве страт был выбран тип учреждения. Большую степень представления в выборке имели те типы, где, по нашему мнению, должна присутствовать более высокая степень изменчивости признака. Меньшую квоту в выборке получили те типы, где ожидалась достаточная степень гомогенности исследуемых характеристик (табл. 1).
Таблица 1
Структура непропорционально стратифицированной выборки курортно-рекреационных и туристских учреждений АРК