Кто правит миром

 

Некоторый период времени назад я помогала готовить информационные материалы для компании, которая занимается социологическими исследованиями в области маркетинга, медиа и общественного мнения.

Исследования общественного мнения базируются на ложной предпосылке, что общественность имеет мнение. (Тото, один из величайших итальянских комиков)

В процессе изучения тематики в одной из книг наткнулась на полезную, на мой взгляд, информацию. Оказывается, Американская ассоциация общественного мнения еще в 1948 году выработала требования по достоверности представляемых данных об общественном мнении .

Статистическая информация, отражающая общественное мнение по какому-либо вопросу, должна быть предоставлена со следующим набором характеристик :

  1. фразировка вопроса, т. е. сам вопрос «слово в слово»;
  2. цель опроса;
  3. кем и для кого проводилось исследование;
  4. выбранная для опроса совокупность (выборка);
  5. размер и природа этой совокупности;
  6. время опроса;
  7. метод опроса (личное интервью, по телефону, анкетирование по почте, др.);
  8. использованные контрольные методы;
  9. абсолютные величины, принимаемые в представленных результатах за 100%;
  10. распределение ответов на поставленный вопрос.

К большому сожалению, информационные манипуляции стали существенной приметой нашего времени. Интервью с тремя тщательно отобранными людьми рядом с телевизионным центром представляется нам как отражение общественного мнения.

Одним из часто используемых приемов манипуляции является искажение информации. Журналисты нередко делают безосновательные обобщения от имени миллионов людей. Выводы не поддерживаются ни опросами, ни исследованиями.

«Цель социологических опросов не изучение, а формирование общественного мнения, иначе их результаты хранились бы в тайне.»

Еще один инструмент манипуляции — анонимность. По новостным лентам разбросаны такие сообщения, как «широко известно», «обозреватели указывают», «эксперты полагают». Все это — непроверяемые источники.

СМИ — главный инструмент распространения информации, которая в свою очередь является одним из важнейших инструментов власти. Опросы общественного мнения определяют политику страны и служат ориентиром для людей, принимающих стратегические решения.

Будьте внимательны, кроме любви и голода у мира есть еще один «правитель».

P. S. В блоге IDEABOX подвернулся подходящий по теме анекдот на тему исследований:

Фирма-производитель презервативов с целью улучшения качества своей продукции заказала трем компаниям провести статистические исследования по выяснению среднего размеров полового члена.

Результат предоставленной первой фирмой: 25 см длины и 4 см в диаметре, результат, полученный второй: 15 см длины и 2.8 см в диаметра, результат третьей: 0,5 метра длины и 25 см в диаметре.

Глава фирмы возмущенно спрашивает менеджера ответственного за исследования:

- Как мог получиться такой сильный разброс?!

- Очень просто: первая фирма своих респондентов опрашивала, вторая — измеряла, а третья использовала on-line опрос в интернете…

 



  • На главную