Доставка диссертаций из РГБ на электронную почту(от 1 часа до 2 рабочих дней)

 

Маркетинговая деятельность ТНК на мировом автомобильном рынке

Диссертация

Заглавие: Маркетинговая деятельность ТНК на мировом автомобильном рынке

Справка об оригинале: Спичак, Евгений Андреевич. Маркетинговая деятельность ТНК на мировом автомобильном рынке. диссертация. кандидата экономических наук. 08.00.14 / Спичак Евгений Андреевич; [Место защиты: Финансовая акад. при Правительстве РФ] Москва, 2007 164 c. 61 07-8/4192

Подождите идет оформление заказа

Оформить заказ

Содержание:

Введение

Глава

I Теоретические аспекты развития маркетинговой деятельности автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке

11 Тенденции развития мирового автомобильного рынка в условиях глобализации

12 Теоретико-методологические подходы к определению роли и места социально-этического маркетинга в деятельности автомобилестроительных ТНК

13 Современные направления маркетинговой деятельности автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке

Глава

II Анализ маркетинговой деятельности автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке

21 Анализ влияния маркетинговой среды на деятельность автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке

22 Оценка конкурентных стратегий автомобилестроительных ТНК

23 Особенности формирования элементов комплекса маркетинга автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке

Глава

III Нроблемы и нерснективы развития российского автомобильного рынка и маркетинговые механнзмы новышения его конкурентоснособности

31 Особенности развития российского автомобильного рынка в условиях вступления России в ВТО

32 Современные маркетинговые направления международного сотрудничества на российском автомобильном рынке

33 Социально-этический маркетинг как один из маркетинговых механизмов повышения конкурентоспособности российского автомобильного рынка

Заключение Снисок использованной литературы

Приложения

Введение:

Актуальность темы исследовання. Современная ситуация характеризуется стремительными глобальными изменениями, которые ироисходят во всех областях жизни: в экономической, иолитической, социально-культурной. Рынок иереживает век жесткой конкуренции, которая внлотную фокусируется на цотребителе, стараясь удовлетворить его все возрастающие потребности. От соответствия выпускаемых товаров потребительскому спросу в большой степени зависит эффективность деятельности ТНК и их устойчивое положение на рынке. Достичь этого соответствия можно только с помощью использовапия маркетинга как функции управлепия и как исходного этана внутрифирменного и внешнеэкономического планирования. Маркетинг, действующий на внешних рынках, получил свое развитие в понятии международный маркетинг Международный маркетинг позволяет изучить внешний рынок и учесть спрос и требования потребителей для более обоснованной ориентации производственной деятельности ТНК на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее запланированных объемах и отвечающих определеппым технико-экономическим характеристикам. Стремление ТНК к постояппому расширению, преимушественному положению на рынке, максимизации прибыли за счет снижения издержек производства и повышения цен было до недавнего времени обшепризнанной мотивационной основой их деятельности. Маркетинг эпохи массового производства и массового сбыта типичный пример именно такого содержания и целей международной деятельности ТНК. Современная концепция международного маркетинга основывается на нормах социально-этического маркетинга, который ставит деятельность ТНК в зависимость от их социальной ответственности перед потребителями и обществом. Концепция социально-этического маркетинга ориентирована на удовлетворение потребностей носителей платежеспособного спроса, нацелена на обеспечение долговременного благосостояния не только отдельной корпорации, но и общества в целом. Эта проблематика приобретает особую актуальность па мировом автомобильном рынке. Мировой автомобильный рынок является одним из ключевых секторов современной мировой экономики, синтезирующий широкий круг ресурсов, а также продукцию и технологические разработки многих отраслей промышленности. Кроме того, эксплуатация автомобиля сопряжена с массовым потреблением нефтепродуктов, использованием различных видов услуг, обеспечением социальных благ развития человека и общества, определением экологической безопасности стран и мира в целом. Автомобиль, являясь динамичным транспортным средством, обеспечивает высокую мобильность человека, определяя во многом его образ жизни и эффективность общественного труда. О социально-экономической значимости автомобилестроительных ТНК говорит тот факт, что в них непосредственно сосредоточено от 5 до 10% занятых в экономике стран с развитой рыночной экономикой. Затраты на приобретение и эксплуатацию автомобилей составляют в разных странах от 10 до 15% потребительского бюджета, то есть близки к затратам на питание. Масштабы мирового автомобильного рынка таковы, что совокупная стоимость конечной продукции мирового автомобилестроения составляет примерно 1,5 трлн. долл. Во многих развитых странах с рыночной экономикой показатели мирового автомобильного парка достигли уровня примерно один автомобиль на два человека. В то же время новые тенденции в развитии мировой экономики и деятельности автомобилестроительных ТНК, усиливают конкуренцию на мировом автомобильном рынке, коренным образом изменяя ее характер и методы. Мировые автопроизводители, использующие высокотехнологичные способы производства автомобилей и действующие на основе выработки комнлексной маркетинговой программы с учетом запросов потребителей, могут выиграть в жесткой конкурентной борьбе. Процесс усиления глобализации мирового автомобильного рынка происходит под воздействием транснационального капитала и делает его двигателем современных нроцессов глобализации мирового хозяйства в целом. Вопрос о том окажется ли российский автомобильный рынок полноправной частью мирового автомобильного рынка, а российские автомобилестроительные компании полноценными игроками на этом рынке, жизненно важен для экономики Росеии, так как легковое автомобилестроение является одной из самых социальнозначимых отраслей отечественной экономики. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью корректировки развития автомобильного комплекса России с учетом изменений в экономике и в контексте вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Кроме того, она обусловлена высокой динамичностью емкости мирового автомобильного рынка, радикальным ужесточением конкуренции и изменением маркетинговых подходов к деятельности автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке. Степень научной разработанностн нроблемы. Проблемы развития и совершенствования маркетинговой деятельности автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке привлекают растущее внимание зарубежных и отечественных ученых и практиков, исследовавших отдельные аспекты этой комплексной проблемы. В диссертационном исследовании автор использовал работы таких зарубежных и отечественных экономистов, занимающихся разработкой проблем международного маркетинга, как: И. Ансофф, Г. Абрамишвили, Г. Багиев, И. Герчикова, Е. Голубков, А Дэйан, Н. Друкер, В. Демидов, Н. Завьялов, Е. Касаткина, Ф. Котлер, И. Кретов, И. Крылов, Ж.-Ж. Ламбен, Т. Левитт, Маджаро, М. Мак-Дональд, Н. Моисеева, Н. Перцовский, М. Нортер, М. Сейфуллаева, Б. Соловьев, Дж. Траут, О. Третьяк, В. Хруцкий, В. Черенков, Г. Черчилль. Проблемам деятельности ТНК на мировых рынках, в том числе применительно к автомобильному рынку, посвящены исследования таких авторов, как Л. Азоев, К. Бакманн, А. Браверманн, Н. Бурцев, Ф. Вербовен, И. Владимирова, Ф. Гасин, А. Градов, А. Дагаев, Дж. Дейза, М. Кныш, Т. Коно, Е. Ленский, М. Лучко, Б. Михалев, А. Мовсесян, 3. Окрут, В. Попов, X. Фасхиев, И. Фаминский, А. Хадыков, Е. Халевинская и др. Несмотря на значительное количество опубликованных по данной нроблематике работ, современные особенности маркетинговой деятельности автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке не получили к настоящему времени своего комплексного и углубленного рассмотрения. В связи с этим существенное значение приобретает изучепие места и роли социальноэтического маркетинга в деятельности автомобилестроительных ТНК. Актуальность и степень разработанности указанных проблем предопределили выбор темы, цель и основные задачи настоящего диссертационного исследования. Цель работы состоит в раскрытии новой концептуальпой роли маркетинга как основы стратегического развития и повышения социальной ответственности автомобилестроительных ТНК в условиях глобализации мировой экономики. Нри этом диссертантом были поставлены следующие основные задачи нсследовання: выявить тенденции развития мирового автомобильного рынка в условиях глобализации; определить особенности маркетинговой деятельности автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке; показать роль, значение и особенности социально-этического маркетинга в деятельности автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке; раскрыть влияние маркетинговой среды на деятельность автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке; определить конкурентные стратегии автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке; раскрыть характерные черты комплекса маркетипга в деятельности круппейших автомобилестроительных ТНК; обосновать потенциальную конкурентоспособность России на мировом автомобильном рынке и предложить эффективные способы повышения конкурентоспособности российских автомобилестроительных компаний в условиях вступления России в ВТО; определить наиболее перспективные направления сотрудничества отечественных и зарубежных компаний на российском автомобильном рынке; выработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности автопроизводителей на российском автомобильном рынке в условиях вступления России в ВТО. Объектом исследования является маркетинговая деятельность автомобилестроительных ТНК на мировом и российском автомобильных рынках легковых автомобилей. Предметом исследоваиия является комнлекс экономических отношений, возникающих между автомобилестроительными ТНК на мировом и российском автомобильных рынках легковых автомобилей в связи с иснользованием ими различных нриемов маркетинговой политики. Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы комплексности и системности, позволяющие провести всесторонний анализ маркетинговой деятельности автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке в условиях глобализации и обосновать участие на нем российских автомобилестроительных компаний. В диссертации реализуются также методы структурно-функционального подхода и прогнозирования. Достоверность теоретических выводов и практических рекомендаций основана на применении диссертантом принципов диалектической логики, единства логического и исторического подходов к анализу социально-экономических процессов, методов формальной логики (индукции и дедукции, анализа и синтеза) и научной абстракции. Источниковедческую и эмпирическую базу диссертации составили статистические данные национальных органов в области автомобилестроения. Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства (Росавтодор), Федеральной таможенной службы РФ, сайты крупных транснациональных автомобильных компаний, рейтинговых агентств и другие информационные ресурсы Интернета. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: теоретически обоснована роль и место социально-этического маркетинга в маркетинговой деятельности автомобилестроительных ТНК в качестве инструмента преодоления противоречий (обострение экологических проблем, манипулирование общественным мнением, распространение недобросовестной рекламы, ценовое давление и т. д.) между крупнейшими автомобилестроительными ТНК и обществом в целом; выявлены особенности новейших маркетинговых стратегий, нрименяемых круннейшими американскими, европейскими и азиатскими автомобилестроительными ТНК в условиях обострения конкурентной борьбы на мировом автомобильном рынке: максимизация нрибыли, усиление внешней и ориентация на технологические, экспансии, дифференциация продукта организационные и экологические инновации, «полюсность» маркетингового подхода, гибкую специализацию, политику энерго - и ресурсосбережения, новышение безопасности и улучшение качества автомобилей нового поколения; доказано ноложение о том, что социально-культурные различия являются основополагаюшими факторами, которые влияют на новедение потребителей при выборе автомобиля и обеспечивают положение компании па зарубежном рынке, что необходимо принимать во внимание нри разработке стратегии производства и сбыта продукции; раскрыта нринципов необходимость реализации и автомобилестроительными ТНК комплексов стандартизированного индивидуализированного маркетинга: стандартизация предполагает массовое производство и унификацию его элемептов, а индивидуализация специализацию отдельных его элементов для разных стран; обоснована необходимость использования различных форм международного сотрудничества и кооперации российских и круппых зарубежных автомобилестроительных ТНК: аутсорсинг, создание сборочных нроизводств, включение в цепочку создания потребительских ценностей, поддержание каналов дистрибуции за счет подключения программ автокредитования, финансирование экологических программ и т. д; предложены направления развития российского автомобилестроения в условиях усиливающейся либерализации производственной деятельности зарубежных автопроизводителей в рамках вступления России в ВТО. Практическая значимость исследования заключается в следующем: обобщен опыт крупнейших автомобилестроительных ТНК по использованию принципов международного маркетинга, что нозволяет новысить эффективность маркетинговой деятельности отечественных автомобилестроительных компаний и успещно интегрироваться в международную нроизводственную кооперацию; современные маркетинговые подходы в деятельности зарубежных автопроизводителей могут быть использованы в практической и исследовательской деятельности Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта РФ при внедрения новейщих маркетинговых стратегий, применяющихся для обеспечения безопасности дорожного движения и защиты окружающей среды от воздействия автомобильного транснорта; материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике соверщенствования учебных курсов «Мировая экономика», «Международные экономические отнощения», «Маркетинг», «Международный маркетинг». Апробация и внедрение результатов исследования Диссертация выполнена в рамках НИР ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации», проводимых в соответствии с Комплексной темой «Пути развития финансово-экономического сектора России». Принципиальные положения, результаты исследований, выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, были внедрены в ходе работы над национальной программой «Модернизация и развитие автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года: состояние автомобильного транспорта и дорожного (Росавтодор) хозяйства», разработанной Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ. По материалам исследования разработаны отдельные

 



  • На главную